INFO.Z-PDF.RU
БИБЛИОТЕКА  БЕСПЛАТНЫХ  МАТЕРИАЛОВ - Интернет документы
 

«(с использованием опорных схем)                                                          Провела: воспитатель высшей квалификационной категории - Перфильева Ирина Владимировна ...»

Конспект занятия по развитию речи в подготовительной  группе.

Пересказ рассказа «Домашний воробей» (по М.Богданову)

(с использованием опорных схем)

                                                        

Провела: воспитатель высшей квалификационной категории - Перфильева Ирина Владимировна

   

Цель:Обучение связному последовательному пересказу с наглядной опорой в виде графических схем, отображающих последовательность событий.

Основные задачи:

1.     Формирование активного зрительного контроля правильности составления пересказа.

2.     Развитие связной речи.

3.     Закрепление использования разнообразных грамматических конструкций в формировании речевых высказываний.

 

Методические приемы: чтение, беседа, лексико-грамматические упражнения по тексту, картина-трансформер, рассматривание графических схем, составление графического плана рассказа.

 

Предварительная работа:

1.     Чтение рассказа М.Богданова «Домашний воробей» (сборник стихов, рассказов, сказок о животных – «Кот-ворюга»). Рассматривание иллюстраций.

2.     Повторение лексической темы «Птицы». Отгадывание загадок.

3.     Дидактические игры: «Угадай, кто это?», «Кто больше подберет действий, признаков?»

4.     Упражнение в составлении предложно-падежных конструкций.

 

Лексический материал.

Части речи Слова, сложные по семантике Слова, сложные по слоговой конструкции



Существительные Корм, кучка Воробьята, птенчики, гусеницы, воробьенок, гнездышко

Глаголы Шныряют, снуют, оперятся, добывать, оголилась Проглотить, оперятся, занимаются, чирикают

Прилагательные Вешние, пискливые, жесткое, сочные Пискливые, крошечные, ближайшие

 

Интеграция: познание

 

 Ход занятия.

1.     Организационный момент.Развитие слухового внимания, мышления.

Педагог: Занятие начнем с игры «Да-нет». Я загадала птицу, а вы должны ее отгадать, задавая мне вопросы.

2.     Подготовка к восприятию текста. Развитие долговременной памяти.

Педагог: Скажите, какое сейчас время года? Чем сейчас заняты птицы?

3.     Чтение адаптированногорассказа «Домашний воробей». Развитие речевого слуха, внимания, восприятия.

- Послушайте, отрывок из рассказа Модеста Богданова «Домашний воробей».

   …Пришла весна. Тает снег, бежит вода по улицам. Оголилась земля. Появилась молодая зеленая травка. Глядь – наш воробей уж не один. У него есть подружка, с которой он шныряет по улицам, садам, дворам. Собирают разные редкости: травинки, конские волосы, клочки овечьей шерсти, перышки, тряпочки, бумажки. Ему все это нужно, все это онитащат куда-нибудь в укромный уголок - в карниз дома, за наличник окна, в дупло дерева, в скворечницу или же в гнездо ласточки. Из всех этих редкостей устраивается куча хлама, которая становится воробьиным гнездом.                                                        Пройдет еще немного времени, и на этой куче хлама появятся шесть, семь или восемь пестрых яичек. Серенькая воробьиха усаживается на них, греет их своим маленьким теплом и день и ночь. Не успели еще прилететь последние вешние птицы, а в гнезде воробья вместо яичек уже сидят пискливые крошечные воробьята. Тут-то забот отцу и матери! С утра до позднего вечера снуютвзрослые воробьи около дома, по огороду, в саду, в полях – ищут корм. Птенчики еще малы и слабы, они не в силах проглотить жесткого зерна. Им нужны мягкие, сочные гусеницы. Поймав гусеницу, родители летят в гнездо, суют их в рот голодным воробьятам и снова летят добывать корм. Ловлей гусениц занимаются воробьи две-три недели, пока воробьята вырастут и оперятся. Вот, наконец, детки выросли, оперились, вылетели из гнезда. Веселой кучкой сидят они на заборах, на дорожках возле кустарников, между грядками и чирикают, чирикают, чирикают под пристальным присмотром старого воробья-сторожа.





 

4.     Беседа по содержанию.Развитие диалогической речи.

- Какое время года наступило?

- Что происходит в природе? (Тает снег, бежит вода по улицам. Оголилась земля. Пробивается молодая зеленая травка.)- Кто появился у воробья?

- Где шныряют воробьи?

- Что собирают они?     

- Куда они все это тащат?

- На что похоже гнездо воробья?

- Что скоро появится на этой куче хлама?

- Что будет делать дальше воробьиха?

- Когда в гнезде появятся крошечные пискливые воробьята?

- Где ищут корм воробьи с утра до вечера?

- Почему птенчикам нужны мягкие, сочные гусеницы, а не жесткое зерно?

- Как долго воробьи занимаются ловлей гусениц?

- Что происходит, когда воробьята оперятся?

- Кто присматривает за воробьиным детским садом?

 

5. Игра «Трудные слова». Уточнение и объяснение значения слов.

   - Ребята, что означает слово куча? Подойдите ко мне. Мы стоим кучкой. Так и воробьи    сидят кучкой. Подскажите, где они сидят?

- Воробьи снуют. Что это значит? Т.е. это движение вперед-назад, из стороны в сторону. Покажите, как воробьи снуют около дома.  

Тащат, шныряют - бегать и разведывать, высматривать, выспрашивать,

Укромный уголок, карниз (украшение в стене выступом, уступчатою полкой, под кровлею, потолком и пр. Карнизный, к карнизу относящийся), наличник (декоративное обрамление окна или двери, часто украшается резьбой), редкости ( По обычайности:  необычайный и замечательный по особенности своей или редкостный, и потому, говоря о вещи: ценный, дорогой.), оперились, сочные гусеницы, вешние птицы.

 

5.     Лексико-грамматические упражнения.

А) Игра с мячом «Подбери действия». Активизация глагольного словаря.

- Что делают воробьи? (летают, высиживают, снуют, добывают, ловят, сидят, прыгают, чирикают….)Б) Игра с мячом «Назови родственные слова». Упражнение в словообразовании.

- Один воробей, а если их много, то это….(воробьи)

- Один воробей, два воробья, …..пять воробьев.

- Птенцы воробья называются (воробьята), а если один птенец - …(воробьенок, воробышек).

- Мама воробья - …воробьиха.

- Гнездо воробья чье? (воробьиное)

- Назовите ласково воробья. (воробышек, воробьишко, воробейчик)

В) Игра «Где находится воробей?» Упражнение в составлении предложно-падежных конструкций. Педагог предлагает детям взять воробья на палочке и, поставив ее на картинку-трансформер, составить красивое предложение.

7. Повторное чтение рассказа. Развитие слухового внимания и памяти.

- Внимательно послушайте рассказ еще раз и постарайтесь запомнить.

8. Составление графического плана рассказа. Развитие зрительного восприятия, внимания, памяти.

Педагог знакомит детей с графическими схемами и предлагает самостоятельно составить графический план рассказа.

9. Пересказ рассказа с наглядной опорой в виде графических схем.Дети рассказывают самостоятельно, парами и по цепочке.

10. Итог. Оценка работы детей.

- Кто автор рассказа «Домашний воробей»?

- Что нового вы узнали о воробьиной жизни?

- Чей рассказ понравился больше?

Похожие работы:

«Тест. Итоговый за учебный год. Вариант 1. А1. Чем герой рассказа А.Т.Аверченко "Смерть африканского охотника" пытался спастись от "прозы жизни"? Купался в море Помогал отцу в торговых делах Играл с мальчишками...»

«Консультация для родителей детей третьего года жизни 10.11.2016г. Тема нашего разговора "Развитие речи детей третьего года жизни". Я вам расскажу о том, какая должна быть речь ребенка в данном возрасте в норме, почему она может отличаться от данной нормы и, чем вы можете помочь вашему ребенку, если уровень развития речи недоста...»

«Урок о поэтах-футуристах в 11 классе Тема: футуризм как литературное направление. Русские футуристы. Цель: проверить и продолжать развивать умения слушать, запоминать, выделять главное в изучаемом материале; ознакомить с творчеством поэтов-футуристов; совершенствовать навык...»

«Теодор Драйзер (1871-1945) Американского писателя Теодора Драйзера много издавали в советское время. Критики писали даже, что Драйзер под влиянием Октябрьской революции в России в своем творчестве "подошёл к искусству социалистического реализма" в таких произведениях, как Э...»

«ЛЕКСИЧЕСКАЯ ТЕМА: "ОСЕННИЙ УРОЖАЙ"ДОМАШНЯЯ ИГРОТЕКА ОТ ЛОГОПЕДА ПАЛЬЧИКОВАЯ ГИМНАСТИКА "У ЛАРИСКИ – ДВЕ РЕДИСКИ" У Лариски – две редиски (По очереди разгибаем пальцы из кулака, начиная с большого). У Алёшки – д...»

«Вопрос № 1 и 3 Первые опыты оценки имущества для целей налогообложения В 1874 году вышла книга  первого  русского земского статистика Н.Н.Романова Исследование земских раскладок Вятской губернии. Одной из заслуг Н.Н....»

«Основные возможности подсистемы "Инструменты разработчика" 2.82. Старых Сергей Александрович 2013г Вступление Здравствуйте! Меня зовут Старых Сергей. Я занимаюсь разработкой на платформе 1С уже более 10 лет и хочу рассказывать о подсистеме "Инструменты разраб...»








 
2018-2023 info.z-pdf.ru - Библиотека бесплатных материалов
Поддержка General Software

Материалы этого сайта размещены для ознакомления, все права принадлежат их авторам.
Если Вы не согласны с тем, что Ваш материал размещён на этом сайте, пожалуйста, напишите нам, мы в течении 2-3 рабочих дней удалим его.